Игроки сборной России впервые в году собрались вместе, начали подготовку к важнейшему турниру. Чем не событие? Ещё какое – журналистов не нужно уговаривать явиться на такое мероприятие. Тем более что тренировка как раз открытая, организована для представителей СМИ. На деле-то это и не тренировка вовсе, по крайней мере, в профессиональном смысле. Ну побросали мячики по кольцам полчасика, потянулись, крикнули дружно в центре площадки "Россия!" – и добро пожаловать в лапы репортёров.

Говорить исключительно о скандале последних дней, напрямую затронувшем сборную, не хотелось. Нет, правда не хотелось. Но как обойти "горячую" тему, если о ней кругом только и шепчутся? Что собравшиеся журналисты, что игроки. В такой ситуации интересовало прежде всего мнение самых опытных и заслуженных. Допустим, Алексей Саврасенко (Alexey Savrasenko) – идеальный кандидат для допроса. Его, уже фактически завершившего карьеру, в экстренном порядке попросило приехать в сборную прежнее "правительство" сборной в лице главного тренера Фотиса Кацикариса и генерального менеджера Олега Ушакова. Саврасенко приехал и… обнаружил что ни того, ни другого в команде уже нет.

– Я только сегодня перед тренировкой поговорил с Василием Карасёвым, поинтересовался, не изменилось ли что-то, – ведь приглашал меня в команду Кацикарис. Карасёв сказал, что всё остаётся в силе. В общем, мы стараемся работать, готовиться и не вникать в нюансы того, что сейчас происходит вокруг сборной.

– Как профессионалам вам, допускаю, не помешают и некие пертурбации, но с чисто человеческой точки зрения обсуждаете между собой происходящее?
– Обсуждаем, конечно. В последнее время все только и говорят, что об РФБ. Что тут скажешь… Надеюсь, скоро изберут нового президента, назначат российского тренера – и всё встанет на место.

– То есть вы поддерживаете смену Кацикариса на отечественного специалиста?
– Нет, это изменение я не поддерживаю. Я просто говорю, что ситуация такова, какова она есть. И с приходом российского тренера мы ничего не потеряем.

– Обстоятельства ухода Кацикариса как оцениваете?
– (Вздыхает.) Трудно сказать. Вопрос такой… сложный. Видимо, с уходом прежнего президента ситуация в РФБ как-то поменялась. Но в августе изберут нового президента, и федерация заживёт как прежде.

<a class=Алексей Саврасенко (Alexey Savrasenko)" title="Алексей Саврасенко (Alexey Savrasenko)">
Алексей Саврасенко (Alexey Savrasenko)

Как прежде жила федерация и сборная страны, едва ли не лучше всех известно Сергею Моне. Капитан национальной команды приезжал на сборы всегда, при любом руководстве и в любых обстоятельствах. Но даже ему сложившаяся ситуация не могла показаться обыденной.

– Конечно, это ненормально, что сборная лишается главного тренера и генерального менеджера буквально накануне сборов. Даже смешно. Может, вскоре нам расскажут подробно, из-за чего это произошло. Сам тренер, как вы знаете, написал письмо об этом. И мне он прислал большое смс-сообщение, где всё объяснил.

– И как вы восприняли это сообщение? Поняли грека, приняли его позицию?
– Да кому это интересно!

– Вообще-то многим. Вы капитан и лидер сборной, ваше мнение ценно.
– Ну так я своё мнение высказал. Неправильно всё это и некрасиво, плохо для сборной и её имиджа. Наверное, иностранный специалист к нам больше не приедет.

– Не опасаетесь, что 2 августа будет избран ещё один президент, который снова всё изменит в руководстве сборной?
– Ну это будет уже совсем цирк.

– А сейчас?
– Тоже цирк. Но уже хватит, наверное? У нас вообще-то важнейший этап подготовки начался.

Во многом разделяет позиции партнёров и ещё один ветеран сборной Сергей Быков (Sergey Bykov):

– Странная ситуация, неправильная. Сборную ведь нужно оберегать как зеницу ока, а тут такое… Но я всё-таки могу и должен абстрагироваться, перейти в состояние игрока, скажем так. На кухне могу рассуждать о чём угодно, но если в работе начинаешь думать о чём-то ином, это очень отвлекает. А я сейчас приехал в сборную – с огромным желанием вернуться в строй после травмы. Это не просто высокопарные слова, я не блефую, говоря о профессионализме. Разумеется, меня вся эта ситуация раздражает, я мог бы согласиться со словами Серёжи Мони. Не должно такого происходить. Но я в самом деле сейчас думаю только о сборной. Звучит эгоистично? Может быть. Но это не потому, что я равнодушен. Что будет, если ещё и мы будем постоянно об этом думать и говорить? На нашу работу и результат это точно повлияет не лучшим образом.

– Моня сказал о сообщении от Кацикариса. А вы с ним не общались?
– Нет. Думаю, через Моню он как бы хотел передать посыл всем нам, Серёга ведь наш капитан. А с Олегом Ушаковым я общался, он сейчас пытается защитить себя. И ему есть что защищать, верно? Своё имя, свою репутацию, свою работу.

– Так ведь его как раз и уволили за эту работу, неудовлетворительную, по мнению нового руководства РФБ.
– Нет, с этим я не согласен. Возможно, моё мнение будет отдавать необъективностью, поскольку я считаю Олега своим другом, но ведь мне известно и мнение остальных ребят. Ушаков был неравнодушен, трудился как пчёлка. Мне понравилось, как оценил его работу Блатт, подписываюсь под его словами. И плюс к этому исключительные человеческие, моральные качества. В общем, обвинения в его адрес я категорически не поддерживаю.

– Сборную многие хоронят уже сейчас, задолго до начала Евробаскета.
– Ну да, есть такое. Ещё все эти дрязги, амбиции у всех зашкаливают. Не буду говорить о ком-то конкретном, не хочу принимать чью-то сторону. Скажу только, что всё это вредит баскетболу и сборной. Вроде как вся эта чехарда – уже готовое оправдание на случай неудачи. Но мы-то, игроки, выходя на площадку, эти расклады не считаем. Я что, буду в игре выкладываться меньше, потому что у меня есть какое-то алиби? Бред. Я тогда сам себя уважать не буду. Хоть и пафосно, но правда.